Воспитательная система школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, педагогов учреждений культуры и спорта, из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного образования, реализацию муниципальных программ воспитания.
Процесс воспитания в МБОУ СОШ №7 основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организации основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной работы и взрослых, и детей;
- системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условий его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- основополагающую позицию в программе занимает координация деятельности классного руководителя в формировании духовной нравственности и патриотизма учащихся, семейных ценностей с активизацией деятельности учащихся и их родителей;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является активное участие ученического самоуправления в них, коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел школа начала уход от соревновательности между классами и максимально поощряет межвозрастное взаимодействие школьников;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций, Советов и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций.
Заметным явлением в системе российского образования стал новый вид общеобразовательных программ – кадетское образование. Основными целями деятельности кадетского объединения являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их социализация в обществе.
Создание модели кадетских классов как структур общеобразовательных учебных заведений позволяет повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации учебно-воспитательного процесса на принципах кадетского обучения и воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества.
Модель содержания современного кадетского образования включает дополнительное образование, направленные на интеллектуальное и физическое развитие учащихся. Данная программа ориентирована на обучающихся кадетского класса, определяет основные пути развития системы военно-патриотического воспитания. Данная программа дополнительного образования направлена на повышение уровня гражданской, общественной и социальной активности. Программа разработана с опорой на идею концепции школы, законы воспитания, ведущие теории и подходы в педагогической деятельности и сочетает в себе военные и патриотические аспекты, затрагивает в той или иной мере все стороны жизни, опирается на образование, культуру, физическое развитие, психологию.
Программа обусловлена многоплановостью содержания патриотического воспитания, которая включает культурно-исторический, социальный, образовательный, психолого-педагогический, военно-спортивный, военно-технический, военно-исторический, духовный и физический компоненты.
Реализация программы учитывает историческое и культурное наследие кадетского движения в России, ее духовных ценностей и традиций, системности, преемственности в воспитании патриотизма, с учетом возрастных особенностей и интересов различных групп воспитанников, многообразие форм, методов и средств патриотического воспитания.
Цели и задачи.
Подготовка воспитанников (обучающихся) в духе патриотизма, благородства и благопристойности, государственно-мыслящих, готовых брать на себя ответственность, инициативных, самостоятельных, мобильных граждан с лидерской позицией, просвещенных, культурных, разумных, зрелых в суждениях, способных к созиданию.
Формирование у воспитанников (обучающихся) высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, обеспечение условий для их физического, интеллектуального и культурного развития.
Обеспечение прав воспитанников (обучающихся) на качественное образование.
Построение образовательной практики с учетом реальных социокультурных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, городу, краю, России.
Формирование здорового образа жизни.
Реконструкция и благоустройство школы, укрепление ее материально-технической базы.
Разработка и внедрение нового содержания образования в кадетских классах.
Создание системы подготовки и переподготовки педагогов и воспитателей кадетских классов.
Развитие системы управления кадетскими классами.
Развитие органов кадетского самоуправления, детской общественной организации.
Основные направления реализации программы:
- Идеологическое;
- Интеллектуальное;
- Правовое;
- Эстетическое;
- Военно-физическое.
Программа основана на принципах гуманизма и воспитывает ценностное отношение к миру, к другим людям, к самому себе в духе патриотизма.
Условия реализации кадетского образования
В качестве основных условий реализации идей, целей, направлений развития кадетского образования рассматриваются следующие:
-учет в педагогической деятельности особенностей взросления мальчика-подростка-юноши;
-необходимая материально-техническая база;
-нормативно-правовое обеспечение;
-насыщенная среда;
-профессионализм педагогических кадров.
В пятилетнем кадетском образовании следует учитывать три возрастных периода воспитанников (обучающихся) и их характерные особенности:
А) Младший кадетский возраст с 10-11 лет до 13 лет (5-6 классы)
Период адаптации к педагогическим требованиям, правилам, нормам кадетской жизни; выработка привычек по следованию этим нормам и правилам; вхождение в кадетский уклад жизни и систему отношений.
Б) Возраст кадетского отрочества. 13-14 лет (7-8 классы)
Осмысление кадетского образа жизни, системы требований, правил и норм; понимание значимости для коллектива и для себя лично ценностей и смыслов, заложенных в этой системе; постижение их жизненной мудрости и самоутверждения в них.
В) Старший кадетский возраст с 14-15 лет (9 класс)
Самоопределение и самореализация в различных направлениях и видах деятельности, определение профессиональных и жизненных перспектив; опыт решения личных проблем и опыт ответственности за эти решения.
Основные возрастные особенности и задачи воспитания кадет 10-13 летнего возраста.
Подростковый возраст - качественно новый этап в развитии воспитанника (обучающегося). Наряду с детскими проявлениями в облике кадета появляются новые черты повзрослевшего человека и активное желание быть взрослым. Это переходной период от детского возраста к подростковому.
Существенные изменения происходят в анатомо-физиологическом развитии подростка. Оно протекает интенсивно, хотя и неравномерно. Наблюдается быстрый рост тела, особенно конечностей, происходит окостенение скелета. Развитие мышц отстает по времени от костного развития, и поэтому подросток обычно выглядит худым, длинным, плоскогрудым, с несуразно длинными руками и ногами, тонкой шеей, нарушенной координацией движений.
Как правило, воспитанник (обучающийся) осознаёт все эти изменения и нередко болезненно их переживает, начинает сутулиться, принимает неестественные позы. Поэтому так важно в этом возрасте обратить внимание на осанку подростка, его посадку за партой, посоветовать ему регулярно заниматься гимнастикой, строевыми упражнениями, занятия в спортивной секции.
Нервная система подростка отмечается повышенной возбудимостью, что накладывает отпечаток на быструю смену настроений воспитанников (обучающихся), их эмоциональность, подвижность.
Поэтому учителю, воспитателю, классному руководителю, важно установить контроль за выполнением подростками режима труда и отдыха, учитывать возможности учащихся при организации их трудовой деятельности, развивать стремление к самоконтролю. Существенные изменения происходят в развитии мозга подростка: меняется структура, растёт число ассоциативных волокон, соединяющих разные участки коры, идёт дальнейшее оформление извилин и т.д. Эти изменения являются важными предпосылками для усложнения их познавательной деятельности.
Меняется положение кадета в коллективе, в семье. Он имеет больше прав и обязанностей, более сложной становится не только его учебная, но и служебная, и общественная деятельность, усложняются отношения с окружающими, утвердиться в глазах своих товарищей, а если это почему-либо не удаётся в условиях коллектива кадет, то подросток начинает активно искать друзей за пределами учебного заведения. Поэтому воспитателю важно знать, какое место в коллективе сверстников занимает тот или иной кадет, удовлетворяет ли занимаемое им положение уровню его притязаний, с кем он дружит, каковы нравственные основы этой дружбы.
Взрослые члены педагогического коллектива должны советоваться с подростком, считаться с его мнением. И в тоже время, учитывая недостаточный опыт кадета, неустойчивость его поведения, взрослые вынуждены активно вмешиваться в его жизнь, следить за соблюдением режима, направлять организацию досуга, чтение книг, просмотр фильмов, посещение театров, библиотек, контролировать характер общения с товарищами за пределами класса, школы.
Бурное физическое развитие кадета и изменение его социальной позиции не может быть не замечено им самим. У него растет самосознание, повышается критическое отношение к другим, хотя самокритичность развита ещё недостаточно. Подросток болезненно переживает, если взрослые продолжают обращаться с ним как с маленькими, не признают за ним право на самостоятельность.
Движущими силами развития личности кадета в этом возрасте является противоречие между его возросшими притязаниями и его пока ещё ограниченными возможностями. Кадет хочет поступать как взрослый, не терпит, когда с ним обращаются как с маленьким, а опыта взрослого поведения ему не хватает. Он может охотно пообещать учителю, исправить плохую отметку и не сдержать своего слова, может ставить высокие цели и прибегать к низкому способу их реализации (шпаргалки, подсказки...). Подросток, как правило, отлично понимает необходимость хорошо учиться и, однако, под влиянием своей неорганизованности и неумения заставить себя изменить отношение к учебным занятиям проявлять небрежное отношение к отдельным предметам, что приводит к понижению успеваемости.
Подросток не терпит постоянных назиданий, морализирования, категоричности требований («Делай так, и только так»), рассматривает их как покушение на свою самостоятельность и независимость. Поэтому педагогу следует тщательно продумывать форму своего обращения к подростку, стремится заменить категорические требования, требованиями советами («Давай вместе подумаем, как поступать, в этой ситуации...»; «А что, если сделать так»). Огромную роль в этом возрасте играет педагогический такт и единство требований педагогов, согласованность требований педагогов, родителей, офицеров-воспитателей, администрации КШИ.
Чрезмерное стремление к самостоятельности и независимости от взрослых без учёта имеющихся возможностей может порой приводить к внутренним противоречиям в развитии подростка. Встречающиеся в этом возрасте упрямство, грубость и резкость, излишняя раздражительность и возбудимость подростков часто бывает обусловлены непониманием воспитателем возрастных особенностей их развития, неправильным подходом, ошибками воспитания в младшем возрасте.
Характерная черта деятельности подростков это тесная связь с игрой и трудом (учебным, физическим, ратным). Эту взаимосвязь важно использовать и для формирования нравственных мотивов сознательного отношения к учебе и труду.
Особое значение для кадет подросткового возраста представляют его взаимоотношения с товарищами и положение в коллективе сверстников. Чтобы занять желаемое место среди товарищей, они иногда могут проявлять негативизм, становится своевольными, упрямыми и драчливыми. Очень важно помочь им найти правильные формы самоутверждения в коллективе на основе интересной для них и полезной для других деятельности.
Подросток очень чувствителен к мотивировке предъявляемых к нему требований. Для него очень важны справедливость, единство и разумность требований взрослых. Не меньшее значение имеет форма предъявляемых ему требований.